МОУ Лесная CОШ

171890, Тверская область, Лесной район, село Лесное, ул. Дзержинского, д. 20а

Телефон

Директор: 848 (271) 2-11-67; зам.директора по АХЧ: 848 (271) 2-11-59

Факс 848 (271) 2-11-67

Эл. почта moulesnoe@mail.ru

Полезные ссылки

Оценка качества реализации основной образовательной программы в школе осуществляется посредством внутришкольного мониторинга и системы внутришкольного контроля.

Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования.

 

Системный мониторинг качества образования  определяется совокупностью показателей:

качеством проектирования образовательной деятельности;

качеством образовательного процесса;

качеством педагогических условий и ресурсного обеспечения образовательного процесса;

качеством организационной культуры образовательного процесса;

качеством исследовательской деятельности;

качеством управления развитием человеческого потенциала;

качеством результатов образовательной деятельности.

 

Проблемно-ориентированный анализ позволил установить, что для определения качества образования  необходимы:

во-первых, критерии и показатели оценки качества образования;

во-вторых, контрольно-измерительные материалы оценки качества образования ;

в-третьих, работа педагогического коллектива по изучению вопроса качества образования, что позволит увидеть те направления и элементы образовательного процесса, которые следует совершенствовать;

в-четвертых, системная работа в данном направлении.

 

Разработанная программа “Мониторинг качества образования ” направлена на создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении, обеспечивающей образование, соответствующее социальному и региональному заказам; предполагает системную организацию управления качеством образования и определяет важнейшие психолого-педагогические условия, обеспечивающие его успешность.

 

Под качеством образования понимается такая совокупность его свойств, которая обуславливает его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, выраженности социальных, психических и физических свойств.

Управление качеством образования – системное, скоординированное воздействие как на образовательный процесс, так и на комплекс других связанных с ним основных, управленческих и поддерживающих процессов с целью достижения наибольшего соответствия параметров функционирования образовательной системы, ее социальных и педагогических результатов установленным и предлагаемым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям.

 

Составляющие качества образовательного процесса

Качество основных

условий

Качество реализации образовательного процесса

Качество результатов

Управление

Кадровое обеспечение

Научно-методическая работа

Финансово-хозяйственное обеспечение

Психологический климат

Содержание образования

Преподавание (оценка и самооценка)

Педагогические и информационные технологии

Профессиональный рост

Обученность

Сформированность ЗУН

Сохранение физического и психического здоровья

Успешность в социуме

 

Мониторинг представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии образовательной системы или отдельных ее элементов.

Мониторинг - специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния на базе существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений.

Мониторинг качества образования позволяет осуществлять оценку динамики ключевых составляющих качества образования, включая качество основных и управленческих процессов, качество участников образовательного процесса, качество содержания образования, качество реализации программ основного  общего образования.

Внутришкольный мониторинг осуществляется на макро- и микроуровнях. Последний связан с отражением личных достижений или затруднений учащихся в усвоении ими учебных программ. Макроуровень – с непрерывным, научно обоснованным, диагностико-­прогностическим слежением за состоянием учебно­-воспитательного процесса и развитием школы в целом.

 

Предмет деятельности:

уровни обученности учащихся, характеристики прохождения программ, используемые методы обучения;

ресурсы, используемые для достижения характеристик, соответствующих педагогическому идеалу выпускника, основной школы;

результаты (сопоставление, корреляция, зависимости) и оценка (определение эффективности и перспективности процесса, прогнозирование возможных рисков и ограничений) качества решаемых задач;

 

Основные функции внутришкольного мониторинга:

интегративная – комплексная характеристика процессов, происходящих в учебно-­воспитательном процессе ОУ, перешедшего из режима функционирования в режим развития;

диагностическая – выявление уровня готовности педагогов к экспериментальной работе, критериев и параметров нового качества образования;

экспертная – экспертиза программно-методических материалов, форм, методов, технологий, способствующих развитию качества образования и используемых в ходе экспериментальной работы;

информационная – осуществление оперативной обратной связи в форме получения информации о реализации "рубежных" целей экспериментальной работы;

экспериментальная – поиск и разработка диагностических материалов и апробация их на валидность, технологичность, надежность;

образовательная – изучение и удовлетворение образовательных потребностей всех субъектов образовательного процесса по проблемам становления и развития нового качества образования.

 

Основные направления деятельности  мониторинга

Разработка новых и модификация имеющихся объективных методов отслеживания результатов деятельности школы.

Разработка процедуры педагогического анализа получаемой информации.

Создание компьютерного "банка данных", позволяющего наблюдать динамику реализации основных направлений деятельности по совершенствованию структуры и содержания общего образования;

Исследования профессионального самоопределения и предпочтений старшеклассников школы.

Анализ уровня профессиональной компетентности педагогов школы, их готовности к развитию нового качества образования.

Экспертиза реализации программы мониторинга.

Уровень сформированности ценностных отношений учащихся к окружающей действительности.

Комплексный анализ деятельности образовательной системы школы.

 

1. Система оценки качества образования

1.1. Оценка качества реализации основной образовательной программы  осуществляется через систему оценки качества образования.

1.2. Деятельность системы оценки качества образования (далее СОКО)  строится в соответствии с законодательными актами РФ, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования.

1.3. Основными пользователями результатов СОКО школы являются: учителя, обучающиеся и их родители; Совет школы.

 

Для описания СОКО используются следующие понятия:

1.4.1 Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

1.4.2. Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

 

2. Основные цели, задачи и принципы СОКО школы:

2.1. Цели СОКО:

2.1.1. Создание единой системы диагностики и контроля состояния образования , обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ОУ;

2.1.2. Получение объективной информации о состоянии качества образования , тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;

2.1.3. Повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием в школе;

2.1.4. Принятие обоснованных и своевременных управленческих решений администрацией школы.

2.2. Задачи СОКО :

2.2.1. Формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;

2.2.2. Оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся школы для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующие ступени обучения;

2.2.3. Оценка состояния и эффективности деятельности школы;

2.2.4. Оценка качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг;

2.2.5. Выявление факторов, влияющих на качество образования;

2.2.6. Содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования;

2.2.7. Содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.

2.3.СОКО основана на принципах:

2.3.1. Объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;

2.3.2. Реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;

2.3.3. Открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;

2.3.4. Оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);

2.3.5. Технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

2.3.6. Сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными, федеральными аналогами;

2.3.7. Доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;

2.3.8. Соблюдения морально-­этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе.

 

3. Организационная структура СОКО :

3.1. В организационной структуре СОКО  выделяются следующие составляющие:

3.1.1. Внутренняя служба мониторинга;

3.1.2. Педагогический совет ;

3.2. Внутренняя служба мониторинга:

3.2.1. Разрабатывает и реализует программы развития школы, включая развитие СОКО ;

3.2.2. Участвует в разработке методики оценки качества образования; системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы;

3.2.3. Обеспечивает проведение  контрольно­-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;

3.2.4. Участвует в разработке методики и обеспечивает проведение рейтинговой оценки работы школы в составе муниципального образования;

3.2.5. Организует систему мониторинга качества образования в школе, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития школы, анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы;

3.2.6. Организует изучение информационных запросов основных пользователей СОКО ;

3.2.7. Обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни СОКО;

3.2.8. Обеспечивает информационную поддержку СОКО;

3.2.9. Организует подготовку работников школы и общественных экспертов к осуществлению контрольно­-оценочных процедур;

3.2.10. Разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование СОКО , участвует в этих мероприятиях;

3.2.11. Формирует нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества образования ;

3.2.12. Изучает, обобщает и распространяет передовой опыт построения, функционирования и развития СОКО ;

3.2.13. Проводит экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся  и формирует предложения по их совершенствованию;

3.2.14. Принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования на уровне школы

3.3. Совет школы:

3.3.1. Содействует определению стратегических направлений развития системы образования в школе; реализации принципа общественного участия в управлении образованием ;

3.3.2. Готовит предложения по формированию приоритетных направлений стратегии развития системы образования;

3.3.3. Осуществляет общественный контроль над качеством образования и деятельностью школы в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы;

3.3.4. Инициирует и участвует в организации конкурсов образовательных программ, конкурсов педагогического мастерства, образовательных технологий;

3.3.5. Формирует информационные запросы основных пользователей СОКО;

3.3.6. Участвует в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития  системы образования; в оценке качества образования; аттестации педагогических работников; экспертизе материалов в рамках приоритетного национального проекта "Образование";

3.3.7. Принимает участие в обсуждении результатов оценки качества образования в рамках муниципального уровня.

3.4. Педагогический совет обсуждает и принимает решения по утверждению и реализации Положения о системе оценки качества образования.

 

Критерии системы оценки качества образования. Показатели для учащихся

Ценностно-смысловая компетентность:

сформированность положительной мотивации;

осознание своей роли и предназначения;

умение выбирать целевые и смысловые установки для действий и поступков, принимать решения.

Общекультурная компетентность:

осведомленность ученика в вопросах познания;

владение эффективными способами организации своего досуга;

уровень воспитанности учащихся;

владение познанием и опытом деятельности.

Информационная компетентность:

умение самостоятельно добывать, анализировать и отбирать информацию, сохранять и передавать ее;

Коммуникативная компетентность:

эмоциональная отзывчивость, эмпатия, толерантность;

овладение конкретными навыками, поведенческими реакциями, умением решать конфликтные ситуации;

сформированность навыков работы в группе, выполнение различных социальных ролей в коллективе;

умение представлять себя.

Социально-трудовая компетентность:

сформированность навыков самоуправления;

сформированность гражданских качеств;

готовность к поликультурному общению.

осведомленность в области социально-трудовой сферы, сферы семейных отношений, в вопросах экономики и права.

Компетентность личностного самосовершенствования:

знания и умения применить навыки здорового образа жизни;

сформированность психологической грамотности, культуры мышления и поведения;

степень комфортности школьника в образовательной среде.

Учебно-­познавательная компетентность:

знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки;

владение креативными навыками продуктивной деятельности.

 

Показатели для педагогов

Профессиональная поисковая и исследовательская активность:

повышение квалификации и профессиональная переподготовка в течение отчетного периода (при этом аттестация должна учитывать разнообразные, в т. ч. и нецентрализованные формы повышения квалификации, в частности, в рамках сетевого взаимодействия с инновационными школами, участие в мастер­-классах, конференциях, круглых столах и т. д.);

участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах

Владение инновационной деятельностью:

обобщение и распространение собственного педагогического опыта на различных уровнях (проведение собственных мастер-­классов, выступления на семинарах, конференциях, круглых столах и др.);

наличие авторских публикаций (статей в периодике и др.) по разрабатываемой проблематике;

отзывы ведущих специалистов, являющихся экспертами в области данной проблематики.

Дидактико­-методическая компетентность:

соответствие методических приемов образовательным задачам;

адаптированность методических приемов и средств к возрастными и индивидуально­-типологическими особенностям школьников.

Коммуникативная компетентность:

организация команды с варьированием позиции партнерства и лидерства участников образовательного процесса;

моделирование эффективного для образовательных и воспитательных целей диалогового взаимодействия «учитель – ученик», «ученик – ученик».

Информационная компетентность:

Готовность к работе с информацией, умения

отбирать необходимую информацию;

систематизировать, критически оценивать и анализировать ее с позиции решаемой задачи;

использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности;

структурировать имеющуюся информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителей информации.

Кооперативная компетентность:

Готовность к сотрудничеству с другими людьми, умения

находить партнеров для сотрудничества и объединяться с ними в группы;

осуществлять коллективное целеполагание и планирование;

распределять задачи и роли между участниками группы;

действовать в роли ситуативного лидера группы и в роли исполнителя;

координировать свои действия с действиями других членов группы, решающими общую задачу;

анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды;

осуществлять коллективное подведение итогов, включая самооценку коллективной деятельности и ее результатов;

осуществлять коллективную презентацию продукта деятельности группы.

Проблемная компетентность:

Готовность к решению проблем, умение

самостоятельно выявлять проблему в ситуациях избыточной информации;

формулировать цель, делить цель на ряд последовательных задач;

находить альтернативные пути и средства решения задач;

определять наиболее и наименее выигрышные из них;

реализовывать выбранные пути и средства решения проблемы;

доводить решение проблемы до конца, публично представлять результаты, оценивать степень разрешенности проблемы и характер достигнутого продвижения.

 

Направления внутришкольного контроля:

реализация прав граждан на образование;

внутришкольная документация;

здоровье и здоровый образ жизни;

уровень обученности и воспитанности;

качество преподавания;

условия обучения школьников;

система внеклассной воспитательной работы;

методическая работа;

работа с родителями;

охрана труда;

работа библиотеки;

работа школьной столовой.

 

Методы контроля над деятельностью учителя:

анкетирование;

тестирование;

социальный опрос;

мониторинг;

наблюдение;

изучение документации;

изучение самоанализа уроков;

беседа о деятельности учащихся;

обсуждение результатов учебной деятельности учащихся.

 

Методы контроля за результатами учебной деятельности:

наблюдение;

устный опрос;

письменный опрос;

контрольная работа;

комбинированная проверка;

беседа, анкетирование, тестирование;

проверка документации.

 

Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга, проведения административных работ.

Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование  проверок. План представляется членам педагогического коллектива в начале учебного года.

Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов нарушений, проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обущающихся и их родителей или других граждан и организаций, а также в целях урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного прцесса.

Внутришкольный контроль в виде административной работы администрацией лицея с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и с целью промежуточной аттестации обучаючихся, согласно положению «О текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся». 

 

Виды внутришкольного контроля:

тематический;

фронтальный.

 

Тематический контроль проводится в течениии всего учебного года с целью углубленного изучения и получения информации о состоянии определенного элемента объекта управления качество знаний, качество работы учителя, классного руководителя, качество работы кружков и факультативов, проведения индивидуальных занятий и т.д.).

  По результатам тематического контроля оформляется справка, проводятся собеседования, совещания.

 

Фронтальный контроль проводится не чаще 2-3 раз в год с целью одновременной всесторонней проверки объекта управления в целом (методическая работа, учебно-воспитательная работа, внеурочная воспитательная работа и т.д.) или отдельного подразделения лицея(параллели классов, м/о и т.д.).

 

Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или параллели и направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели.

  В ходе классно-обобщающего контроля руководитель изучает весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном классе или классах.

  Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам анализа успеваемости учащихся по итогам учебного года, полугодия или четверти.

  Продолжительность классно-обобщающего контроля определяется необходимой  глубиной изучения состояния дел в соответствии с выявленными проблемами.

  Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с объектами, сроком, целями,формами и методами контроля в соответствии с планом работы лицея.

  Результаты классно-обобщающего контроля доводятся до педагогических работников на совещаниях при директоре.

 

Правила внутришкольного конроля:

внутришкольный контроль осуществляет директор

в качестве экспертов к участию во внутришкольном контроле могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты;

директор издает приказ (указание) о сроках и  теме предстоящей проверки, план-задание на оперативном совещании в начале каждого месяца;

продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 5-10 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других мероприятий;

эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету внутришкольного контроля;

при обнаружении в ходе внутришкольного контроля нарушений законодательства РФ в области образования, о них сообщается директору ;

при проведении планового контроля не требуется  дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях администрация  может посещать уроки учителей без предварительного   предупреждения;

при проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается в начале рабочего дня;

в экстренных случаях педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков (экстренным случаем считается письменная жалоба на нарушения прав ребенка, законодательства об образовании).

Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде аналитической справки. Информация о результатах доводится до работников лицея в течение семи дней с момента завершения проверки.

 

По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел:

проводятся заседания педагогического или методического советов, оперативные совещания;

сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел .

Директор школы по результатам контроля принимает следующие решения:

об издании соответствующего приказа;

об обсуждении итоговых материалов внутришкольного контроля коллегиальным органом;

о проведении повторного контроля;

о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;

о поощреннии работников;

иные решения в пределах своей компетенции.

 О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся, их родителей, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, им сообщается в установленном порядке и в установленные сроки.

Наверх