|
Добро пожаловать на наш сайт! |
Уважаемые родители, обучающиеся, педагоги! Доводим до Вашего сведения, что 31 июля 2020 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Федеральный закон устанавливает систему организации воспитательной работы в сфере образования и предусматривает механизм организации воспитательной работы, которая будет являться составной частью образовательных программ.
Президент предложил сделать воспитание детей и молодежи обязательной частью образовательного процесса. — Образование должно включать не только знания и навыки, но и духовные, моральные ценности, которые формируют личность гражданина, объединяют общество. В поправках к Конституции закрепляется принцип единой системы воспитания и образования в России, а также возлагается на государство обязанность создавать условия, способствующие воспитанию в детях патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.
Для системы образования вопросы воспитания детей всегда в центре внимания. С 2012 года реализовано несколько важных инициатив по развитию воспитания в российской системе образования. Воспитательный блок включен во ФГОС начального общего, основного общего, среднего общего образования.
С 2015 года действует Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Указом Президента РФ № 536 от 29 октября 2015 года создана общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников». Она дает школьникам дополнительные возможности для самореализации, воспитывает в них взаимное уважение, ответственность, любовь к Родине.
С 2021 года в соответствии с принятыми поправками к федеральному закону № 273 «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся определена система организации воспитательной работы в сфере образования. У образовательных учреждений будет год времени, чтобы перестроить свои программы воспитания согласно утвержденным поправкам, и начинать эту работу стоит уже с первых дней нового 2020/21 учебного года.
Поправки в закон, связанные с воспитанием детей, стали логическим продолжением и развитием государственной политики в области воспитания и на законодательном уровне закрепили механизмы организации воспитания в федеральном законе. Для усиления воспитательной работы в системе образования в дополненном законе зафиксировано несколько основных новшеств.
Во-первых, расширяется само понятие «воспитание»: «формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде». По сути, в дошкольных образовательных организациях, школах все должно способствовать воспитанию: программы, темы, на которые педагоги общаются с учениками, оформление аудиторий, где проходят занятия, и пространств учебных заведений.
Кроме того, в соответствии с поправками, воспитательная работа будет являться частью образовательных программ. В ныне действующем Законе "Об образовании" в перечне реализуемых в школах программ были только основные образовательные программы (начального, основного, среднего образования). Теперь туда вносится и воспитательная программа. «Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ должно осуществляться на основе включаемых в соответствующую образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых образовательными организациями», — сказано в пояснительной записке.
В-третьих, учебно-методическая документация, которая входит в примерную образовательную программу, дополняется примерной рабочей программой воспитания и примерным календарным планом воспитательной работы. Но рабочую программу воспитания и календарный план образовательные организации разрабатывают и утверждают самостоятельно. Программы должны содержать следующие пункты: цель, задачи, основные направления и темы воспитательной работы, возможные формы, средства и методы воспитания, подходы к индивидуализации содержания воспитания с учетом особенностей обучающихся, показатели эффективности воспитания. При этом важно, чтобы отношение к воспитанию не было формальным: план требуется для того, чтобы систематизировать работу, которую учитель считает необходимой, чтобы не упускать важного и постепенно идти к поставленной воспитательной цели. Воспитываем же мы каждым словом, поступком, ответами на детские вопросы, общением с коллегами и родителями детей.
Наша образовательная организация выбрала из примерной программы воспитания всё, наиболее отвечающее укладу организации, менталитету среды, воспитательным традициям и добавить еще свое: коллективные творческие дела, социальные школьные проекты, и спортивные праздники, и "капустники". А еще - совместные мероприятия с родителями. Ну и, конечно, особая роль у классных руководителей: классные часы, совместные игры и тренинги с учениками, поддержка ребенка в трудных ситуациях...
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников – коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, чтобы по мере взросления ребенка увеличивалась и его роль в таких совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами и максимально поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
На каких ценностях мы будем воспитывать наше подрастающее поколение? Родина, семья, дружба, взаимопомощь, спорт и здоровье, любовь к природе, стремление к знаниям, труд, личность. Речь сегодня не идет о введении в школьную программу дополнительных уроков, на которых будут выставляться оценки "за патриотизм". Это будет единый процесс образования и воспитания", Однозначно, программа задает новую стратегию воспитательной деятельности на длительную перспективу и порождает новую реальность.
Сформулировано девять обязательных направлений воспитательной деятельности, охватывающей все уровни образования.
Это формирование:
1. Чувства патриотизма.
2. Чувства гражданственности.
3. Уважения к памяти защитников Отечества и к подвигам героев Отечества. 4. Уважения к закону и правопорядку.
5. Уважения к человеку труда.
6. Уважения к старшему поколению.
7. Взаимного уважения.
8. Бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.
9. Бережного отношения к природе и окружающей среде.
Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует решение следующих основных задач:
1. реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
2. реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3. вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
4. использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5. инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
6. поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
7. организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
8. организовывать профориентационную работу со школьниками;
9. организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
10. развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
11. организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Информируем Вас, что с 1 сентября 2021 г. процесс воспитания будет осуществляться по новой воспитательной программе в соответствии с календарными планами воспитательной работы. Вы можете ознакомиться с ними во вкладке «Программа воспитания».