|
Добро пожаловать на наш сайт! |
Оценка качества реализации основной образовательной программы в школе осуществляется посредством внутришкольного мониторинга и системы внутришкольного контроля.
Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования.
Системный мониторинг качества образования определяется совокупностью показателей:
качеством проектирования образовательной деятельности;
качеством образовательного процесса;
качеством педагогических условий и ресурсного обеспечения образовательного процесса;
качеством организационной культуры образовательного процесса;
качеством исследовательской деятельности;
качеством управления развитием человеческого потенциала;
качеством результатов образовательной деятельности.
Проблемно-ориентированный анализ позволил установить, что для определения качества образования необходимы:
во-первых, критерии и показатели оценки качества образования;
во-вторых, контрольно-измерительные материалы оценки качества образования ;
в-третьих, работа педагогического коллектива по изучению вопроса качества образования, что позволит увидеть те направления и элементы образовательного процесса, которые следует совершенствовать;
в-четвертых, системная работа в данном направлении.
Разработанная программа “Мониторинг качества образования ” направлена на создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении, обеспечивающей образование, соответствующее социальному и региональному заказам; предполагает системную организацию управления качеством образования и определяет важнейшие психолого-педагогические условия, обеспечивающие его успешность.
Под качеством образования понимается такая совокупность его свойств, которая обуславливает его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, выраженности социальных, психических и физических свойств.
Управление качеством образования – системное, скоординированное воздействие как на образовательный процесс, так и на комплекс других связанных с ним основных, управленческих и поддерживающих процессов с целью достижения наибольшего соответствия параметров функционирования образовательной системы, ее социальных и педагогических результатов установленным и предлагаемым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям.
Качество основных условий |
Качество реализации образовательного процесса |
Качество результатов |
Управление Кадровое обеспечение Научно-методическая работа Финансово-хозяйственное обеспечение Психологический климат |
Содержание образования Преподавание (оценка и самооценка) Педагогические и информационные технологии Профессиональный рост |
Обученность Сформированность ЗУН Сохранение физического и психического здоровья Успешность в социуме |
Мониторинг представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии образовательной системы или отдельных ее элементов.
Мониторинг - специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния на базе существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений.
Мониторинг качества образования позволяет осуществлять оценку динамики ключевых составляющих качества образования, включая качество основных и управленческих процессов, качество участников образовательного процесса, качество содержания образования, качество реализации программ основного общего образования.
Внутришкольный мониторинг осуществляется на макро- и микроуровнях. Последний связан с отражением личных достижений или затруднений учащихся в усвоении ими учебных программ. Макроуровень – с непрерывным, научно обоснованным, диагностико-прогностическим слежением за состоянием учебно-воспитательного процесса и развитием школы в целом.
уровни обученности учащихся, характеристики прохождения программ, используемые методы обучения;
ресурсы, используемые для достижения характеристик, соответствующих педагогическому идеалу выпускника, основной школы;
результаты (сопоставление, корреляция, зависимости) и оценка (определение эффективности и перспективности процесса, прогнозирование возможных рисков и ограничений) качества решаемых задач;
интегративная – комплексная характеристика процессов, происходящих в учебно-воспитательном процессе ОУ, перешедшего из режима функционирования в режим развития;
диагностическая – выявление уровня готовности педагогов к экспериментальной работе, критериев и параметров нового качества образования;
экспертная – экспертиза программно-методических материалов, форм, методов, технологий, способствующих развитию качества образования и используемых в ходе экспериментальной работы;
информационная – осуществление оперативной обратной связи в форме получения информации о реализации "рубежных" целей экспериментальной работы;
экспериментальная – поиск и разработка диагностических материалов и апробация их на валидность, технологичность, надежность;
образовательная – изучение и удовлетворение образовательных потребностей всех субъектов образовательного процесса по проблемам становления и развития нового качества образования.
Разработка новых и модификация имеющихся объективных методов отслеживания результатов деятельности школы.
Разработка процедуры педагогического анализа получаемой информации.
Создание компьютерного "банка данных", позволяющего наблюдать динамику реализации основных направлений деятельности по совершенствованию структуры и содержания общего образования;
Исследования профессионального самоопределения и предпочтений старшеклассников школы.
Анализ уровня профессиональной компетентности педагогов школы, их готовности к развитию нового качества образования.
Экспертиза реализации программы мониторинга.
Уровень сформированности ценностных отношений учащихся к окружающей действительности.
Комплексный анализ деятельности образовательной системы школы.
1.1. Оценка качества реализации основной образовательной программы осуществляется через систему оценки качества образования.
1.2. Деятельность системы оценки качества образования (далее СОКО) строится в соответствии с законодательными актами РФ, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования.
1.3. Основными пользователями результатов СОКО школы являются: учителя, обучающиеся и их родители; Совет школы.
Для описания СОКО используются следующие понятия:
1.4.1 Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
1.4.2. Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
2.1. Цели СОКО:
2.1.1. Создание единой системы диагностики и контроля состояния образования , обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ОУ;
2.1.2. Получение объективной информации о состоянии качества образования , тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
2.1.3. Повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием в школе;
2.1.4. Принятие обоснованных и своевременных управленческих решений администрацией школы.
2.2. Задачи СОКО :
2.2.1. Формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
2.2.2. Оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся школы для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующие ступени обучения;
2.2.3. Оценка состояния и эффективности деятельности школы;
2.2.4. Оценка качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг;
2.2.5. Выявление факторов, влияющих на качество образования;
2.2.6. Содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования;
2.2.7. Содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.
2.3.СОКО основана на принципах:
2.3.1. Объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
2.3.2. Реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
2.3.3. Открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
2.3.4. Оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
2.3.5. Технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
2.3.6. Сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными, федеральными аналогами;
2.3.7. Доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
2.3.8. Соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе.
3.1. В организационной структуре СОКО выделяются следующие составляющие:
3.1.1. Внутренняя служба мониторинга;
3.1.2. Педагогический совет ;
3.2. Внутренняя служба мониторинга:
3.2.1. Разрабатывает и реализует программы развития школы, включая развитие СОКО ;
3.2.2. Участвует в разработке методики оценки качества образования; системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы;
3.2.3. Обеспечивает проведение контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
3.2.4. Участвует в разработке методики и обеспечивает проведение рейтинговой оценки работы школы в составе муниципального образования;
3.2.5. Организует систему мониторинга качества образования в школе, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития школы, анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы;
3.2.6. Организует изучение информационных запросов основных пользователей СОКО ;
3.2.7. Обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни СОКО;
3.2.8. Обеспечивает информационную поддержку СОКО;
3.2.9. Организует подготовку работников школы и общественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур;
3.2.10. Разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование СОКО , участвует в этих мероприятиях;
3.2.11. Формирует нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества образования ;
3.2.12. Изучает, обобщает и распространяет передовой опыт построения, функционирования и развития СОКО ;
3.2.13. Проводит экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся и формирует предложения по их совершенствованию;
3.2.14. Принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования на уровне школы
3.3. Совет школы:
3.3.1. Содействует определению стратегических направлений развития системы образования в школе; реализации принципа общественного участия в управлении образованием ;
3.3.2. Готовит предложения по формированию приоритетных направлений стратегии развития системы образования;
3.3.3. Осуществляет общественный контроль над качеством образования и деятельностью школы в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы;
3.3.4. Инициирует и участвует в организации конкурсов образовательных программ, конкурсов педагогического мастерства, образовательных технологий;
3.3.5. Формирует информационные запросы основных пользователей СОКО;
3.3.6. Участвует в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования; в оценке качества образования; аттестации педагогических работников; экспертизе материалов в рамках приоритетного национального проекта "Образование";
3.3.7. Принимает участие в обсуждении результатов оценки качества образования в рамках муниципального уровня.
3.4. Педагогический совет обсуждает и принимает решения по утверждению и реализации Положения о системе оценки качества образования.
сформированность положительной мотивации;
осознание своей роли и предназначения;
умение выбирать целевые и смысловые установки для действий и поступков, принимать решения.
осведомленность ученика в вопросах познания;
владение эффективными способами организации своего досуга;
уровень воспитанности учащихся;
владение познанием и опытом деятельности.
умение самостоятельно добывать, анализировать и отбирать информацию, сохранять и передавать ее;
эмоциональная отзывчивость, эмпатия, толерантность;
овладение конкретными навыками, поведенческими реакциями, умением решать конфликтные ситуации;
сформированность навыков работы в группе, выполнение различных социальных ролей в коллективе;
умение представлять себя.
сформированность навыков самоуправления;
сформированность гражданских качеств;
готовность к поликультурному общению.
осведомленность в области социально-трудовой сферы, сферы семейных отношений, в вопросах экономики и права.
знания и умения применить навыки здорового образа жизни;
сформированность психологической грамотности, культуры мышления и поведения;
степень комфортности школьника в образовательной среде.
знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки;
владение креативными навыками продуктивной деятельности.
повышение квалификации и профессиональная переподготовка в течение отчетного периода (при этом аттестация должна учитывать разнообразные, в т. ч. и нецентрализованные формы повышения квалификации, в частности, в рамках сетевого взаимодействия с инновационными школами, участие в мастер-классах, конференциях, круглых столах и т. д.);
участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах
обобщение и распространение собственного педагогического опыта на различных уровнях (проведение собственных мастер-классов, выступления на семинарах, конференциях, круглых столах и др.);
наличие авторских публикаций (статей в периодике и др.) по разрабатываемой проблематике;
отзывы ведущих специалистов, являющихся экспертами в области данной проблематики.
соответствие методических приемов образовательным задачам;
адаптированность методических приемов и средств к возрастными и индивидуально-типологическими особенностям школьников.
организация команды с варьированием позиции партнерства и лидерства участников образовательного процесса;
моделирование эффективного для образовательных и воспитательных целей диалогового взаимодействия «учитель – ученик», «ученик – ученик».
Готовность к работе с информацией, умения
отбирать необходимую информацию;
систематизировать, критически оценивать и анализировать ее с позиции решаемой задачи;
использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности;
структурировать имеющуюся информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителей информации.
Готовность к сотрудничеству с другими людьми, умения
находить партнеров для сотрудничества и объединяться с ними в группы;
осуществлять коллективное целеполагание и планирование;
распределять задачи и роли между участниками группы;
действовать в роли ситуативного лидера группы и в роли исполнителя;
координировать свои действия с действиями других членов группы, решающими общую задачу;
анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды;
осуществлять коллективное подведение итогов, включая самооценку коллективной деятельности и ее результатов;
осуществлять коллективную презентацию продукта деятельности группы.
Готовность к решению проблем, умение
самостоятельно выявлять проблему в ситуациях избыточной информации;
формулировать цель, делить цель на ряд последовательных задач;
находить альтернативные пути и средства решения задач;
определять наиболее и наименее выигрышные из них;
реализовывать выбранные пути и средства решения проблемы;
доводить решение проблемы до конца, публично представлять результаты, оценивать степень разрешенности проблемы и характер достигнутого продвижения.
реализация прав граждан на образование;
внутришкольная документация;
здоровье и здоровый образ жизни;
уровень обученности и воспитанности;
качество преподавания;
условия обучения школьников;
система внеклассной воспитательной работы;
методическая работа;
работа с родителями;
охрана труда;
работа библиотеки;
работа школьной столовой.
анкетирование;
тестирование;
социальный опрос;
мониторинг;
наблюдение;
изучение документации;
изучение самоанализа уроков;
беседа о деятельности учащихся;
обсуждение результатов учебной деятельности учащихся.
наблюдение;
устный опрос;
письменный опрос;
контрольная работа;
комбинированная проверка;
беседа, анкетирование, тестирование;
проверка документации.
Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга, проведения административных работ.
Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование проверок. План представляется членам педагогического коллектива в начале учебного года.
Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов нарушений, проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обущающихся и их родителей или других граждан и организаций, а также в целях урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного прцесса.
Внутришкольный контроль в виде административной работы администрацией лицея с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и с целью промежуточной аттестации обучаючихся, согласно положению «О текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся».
тематический;
фронтальный.
Тематический контроль проводится в течениии всего учебного года с целью углубленного изучения и получения информации о состоянии определенного элемента объекта управления качество знаний, качество работы учителя, классного руководителя, качество работы кружков и факультативов, проведения индивидуальных занятий и т.д.).
По результатам тематического контроля оформляется справка, проводятся собеседования, совещания.
Фронтальный контроль проводится не чаще 2-3 раз в год с целью одновременной всесторонней проверки объекта управления в целом (методическая работа, учебно-воспитательная работа, внеурочная воспитательная работа и т.д.) или отдельного подразделения лицея(параллели классов, м/о и т.д.).
Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или параллели и направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели.
В ходе классно-обобщающего контроля руководитель изучает весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном классе или классах.
Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам анализа успеваемости учащихся по итогам учебного года, полугодия или четверти.
Продолжительность классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения состояния дел в соответствии с выявленными проблемами.
Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с объектами, сроком, целями,формами и методами контроля в соответствии с планом работы лицея.
Результаты классно-обобщающего контроля доводятся до педагогических работников на совещаниях при директоре.
внутришкольный контроль осуществляет директор
в качестве экспертов к участию во внутришкольном контроле могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты;
директор издает приказ (указание) о сроках и теме предстоящей проверки, план-задание на оперативном совещании в начале каждого месяца;
продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 5-10 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других мероприятий;
эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету внутришкольного контроля;
при обнаружении в ходе внутришкольного контроля нарушений законодательства РФ в области образования, о них сообщается директору ;
при проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях администрация может посещать уроки учителей без предварительного предупреждения;
при проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается в начале рабочего дня;
в экстренных случаях педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков (экстренным случаем считается письменная жалоба на нарушения прав ребенка, законодательства об образовании).
Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде аналитической справки. Информация о результатах доводится до работников лицея в течение семи дней с момента завершения проверки.
По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел:
проводятся заседания педагогического или методического советов, оперативные совещания;
сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел .
Директор школы по результатам контроля принимает следующие решения:
об издании соответствующего приказа;
об обсуждении итоговых материалов внутришкольного контроля коллегиальным органом;
о проведении повторного контроля;
о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;
о поощреннии работников;
иные решения в пределах своей компетенции.
О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся, их родителей, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, им сообщается в установленном порядке и в установленные сроки.